Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Орлёнок города Новошахтинска

консультация для педагогов "Реализация ФГОС ДО в практике работы ДОУ". выписка из протокола педсовета.

 

Ростовская область

г. Новошахтинск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 35 «ОРЛЕНОК»

346911, ул. Назаренко 19, г. Новошахтинска тел: (86369)2-70-71

ВЫПИСКА из протокола

педагогического совета № 1 от 9 сентября 2014г.


Консультация для воспитателей

«Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»


УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в нашей работе с введение ФГОС ДО. Я постаралась наиболее доступным языком для педагогов изложить суть ФГОС ДО, а также разработала анкету для выявления представлений педагогов о ФГОС ДО. Предлагаю вашему вниманию данный материал. Я искренне надеюсь, что он вам пригодится. ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года. Этому предшествовала следующая работа: 1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО; 2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.
Что же обсуждалось рабочей группой? - требования к программе; - требования к условиям; - требования к результатам социализации.
Перед разработчиками возникли следующие вопросы: Не является ли Стандарт риском для системы образования? В чем уникальность Стандарта? Каковы будут результаты? Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения; Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др. Чего ждут от Стандарта: ВОСПИТАТЕЛИ - Обеспечения безопасности; -Толерантного отношения со стороны родителей; - Снижение документооборота; - Больше доступных образовательных программ; - обучение счету и письму должно быть в школе; - желание обучаться – курсы ПК УЧИТЕЛЯ - ребенок должен уметь читать и писать печатными буквами; - послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению РОДИТЕЛИ - за раннее и ускоренное развитие; - за образование отвечает государство; - главное – здоровье детей; кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество). Чем обусловлена разработка данного документа? Два основания для введения ФГОС ДО: - Закон «Об образовании РФ»; - Современная социокультурная ситуация.
ФГОС ДО основан следующих документах: 1) Конвенция о правах ребенка; 2) Закон об образовании РФ; 3) Конституция РФ. 4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»
Закон об образовании РФ предусматривает : доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право. Обнародование Стандарта в 2013 году. Введение Стандарта с 1 января 2014 года; Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО; Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ; Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций; Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей. Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.
ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .
До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО. Основные понятия ФГОС ДО: 1. Единство образовательного пространства: -обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ; 2. образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)
  1. развивающая предметно-пространственная среда.
  2. социальная ситуация развития.

Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?

ФГТ 2 группы требований: к структуре ООП; к условиям реализации ООП; 4 направления развития; 10 образовательных областей; 80%- обязательная часть программы; 20% - вариативная
ФГОС ДО 3 группы требований
к структуре ООП; к условиям реализации ООП; к результатам освоения ООП 5 образовательных областей:
  1. Физическое развитие
  2. Познавательное развитие;
  3. Художественно-эстетическое развитие ;
  4. социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;
  5. речевое развитие

60%- обязательная часть программы; 40% - вариативная
Нестандартный «Стандарт» ФГОС ДО
3 группы требований -к структуре ООП -к условиям реализации ООП; - к результатам освоения ООП
В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.
Социальная ситуация развития предполагает три группы требований: 1) Пространственно-временные- пространство и игрушки; 2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками 3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор. Главное условие – численность детей в группе.
Какие же требования предъявляются к условиям: 1) Психолого-педагогические; 2) Кадровые; 3) Материально-технические; 4) Финансовые; 5) К предметно-развивающей среде. Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года. Оценка профессиональной деятельности педагога: - динамика развития интегративных качеств педагога; - положительное отношение ребенка к детскому саду; -высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
Требования к результатам освоения программы: Основной результат – это социализация детей. 1) Результат социализации; 2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.
ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов - личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) . Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров: * Инициативность * Самостоятельность * Уверенность в себе * Воображение * Физическое развитие * Волевые усилия * Любознательность * Интерес ребенка.
Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов. Что же будет оцениваться: 1) Педагогический процесс; 2) Условия (социальная ситуация развития) ; 3) Педагогические кадры.
Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.
Требования к структуре ООП.
ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО. ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам. ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов. Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора. Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном реестре. Авторы Примерных ООП должны разработать и представить: 1) Варианты сетки занятий; 2) Парциальные программы; 3) Формы планирования; 4) Режим дня, жизнедеятельности; 5) Методическое обеспечение; 6) Учебный план; 7) Мониторинг.
Готовность ДОО к введению ФГОС ДО 1) Разработана и утверждена ООП ДОО; 2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО; 3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО; 4) Определен перечень парциальных программ; 5) Разработаны локальные акты; 6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами; 7) План методической работы к введению ФГОС ДО; 8) Осуществлено повышение квалификации педагогов; 9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.

Уважаемые коллеги! Мною разработана анкета для педагогов по теме ФГОС ДО.


Цель данного анкетирования: выявить представления педагогов о ФГОС ДО.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ


1. Что такое ФГОС ДО? Когда вступил в силу? 2. Чем обусловлена разработка данного документа – ФГОС ДО? 3. На каких документах основан ФГОС ДО? 1) 2) 3) 4. Какие права граждан закрепляет ФГОС ДО? 5. Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО? 1) 2) 6. С учетом чего должны реализовывать ФГОС ДО дошкольные образовательные организации? 7. Принятие стандарта приведет к росту социального статуса (укажите) : * - детства * - семей * - дошкольных учреждений * - воспитателей 8. Как будет называться образовательная деятельность после введения ФГОС ДО: 1) занятие 2) НОД; 3) игра
      1. Что позитивное, по вашему мнению, из ФГТ перешло во ФГОС ДО?
Заведующий МБДОУ д/с № 35 _________________И.Н. Захарова
9 ноября 2015 в 14:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.