Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Орлёнок города Новошахтинска
|
Образовательная программа МБДОУ д/с № 35 2014-2017г.г.
1 часть. Обязательная. Содержание Образовательной программы.
2. Организация режима пребывания детей в МБУ_________________________________ 83 - Гибкий режим всех видов детской деятельности и работы педагогов МБУ__________ 84 - Модель образовательного процесса в МБУ_____________________________________ 104 - Система физкультурных, закаливающих и оздоровительных мероприятий.__________ 128 3. Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей__________________________________________________ 134 - Физическая культура_______________________________________________________ 135 - Здоровье._________________________________________________________________ 145 - Безопасность._____________________________________________________________ 149 - Социализация.____________________________________________________________ 155 - Труд_____________________________________________________________________ 161 - Познание.________________________________________________________________ 167 - Коммуникация.____________________________________________________________ 176 - Чтение художественной литературы.__________________________________________ 187 - Художественное творчество__________________________________________________ 200 - Музыка___________________________________________________________________ 209 4. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы._______ 218 - Промежуточная оценка, итоговая оценка________________________________________ 220 5. Система мониторинга планируемых результатов освоения Программы._____________ 223 Часть, формируемая участниками образовательного процесса._______ 260 Региональный компонент__________________________________________ 261 - Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста ____ 266 - Особенности организации образовательного процесса в дошкольных группах ________ 277 - Работа с одаренными детьми__________________________________________________ 293 - Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного Пребывания________________________________________________________________296 Условия реализации Образовательной программы ДОУ________________302 - Управление реализацией программы.____________________________________________303 - Создание и обновление предметно – развивающей среды.___________________________323 - Инновационная и экспериментальная деятельность.________________________________324 - Формы сотрудничества с семьей.________________________________________________ 348 - Преемственность в работе ДОУ и школы._________________________________________357 Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.___________________________________359
Пояснительная записка
Общеобразовательная программа МБДОУ д/с № 35 разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2004 г. и ФГОС.
Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Особенности образовательного процесса МБДОУ д/с № 35 ориентирован на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы Содержание общеобразовательной программы МБДОУ детский сад № 35 соответствует основным положением возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач. При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Планируются комплексные и интегрированные занятия. Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей: «Физическая культура» «Здоровье» «Безопасность» «Социализация» «Труд» «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Музыка»
1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ, сведения о квалификации педагогических кадров и о семьях воспитанников.
Контингент воспитанников ДОУ: 30
Сведения о квалификации педагогических кадров
Образовательный ценз:
Сведения о семьях воспитанников:
2. Содержание образовательного процесса.
Парциальные программы :
Выбор и комплексирование программ воспитания, образования и развития воспитанников ДОУ
Сведения о группах по использованию образовательных программ
Содержание педагогической работы по физическому развитию («Физическая культура», «Здоровье») «Физическая культура» Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: – развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); – накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); – формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. «Здоровье» Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Содержание педагогической работы по направлению социально-личностного развития («Социализация», «Труд», «Безопасность») «Безопасность» Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: – формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; – приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; – передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; – формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. «Социализация» Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: – развитие игровой деятельности детей; – приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); – формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. «Труд» Цели: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: – развитие трудовой деятельности; – воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; – формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Содержание педагогической работы по направлению познавательно – речевого развития («Познание», «Коммуникация», Чтение художественной литературы») «Познание» Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. «Коммуникация» Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: – развитие свободного общения со взрослыми и детьми; – развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; – практическое овладение воспитанниками нормами речи. «Чтение художественной литературы» Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: – формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; – развитие литературной речи; – приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Содержание педагогической работы по направлению художественно – эстетического развития («Художественное творчество», «Музыка») «Художественное творчество» Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении Задачи: – развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественные конструирование и труд); – развитие детского творчества; – приобщение к изобразительному искусству.
«Музыка» Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: – развитие музыкально-художественной деятельности; – приобщение к музыкальному искусству. - развитие музыкальности детей; - развитие способности эмоционально воспринимать музыку. - развитие музыкально-художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству. 3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы.
Стратегическая цель и задачи ДОУ: Цель: Всестороннее гармоничное развитие ребенка. Создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Задачи:
Социальный заказ, потребность населения микрорайона в образовательных услугах МБДОУ № 35 - Оздоровительные услуги - услуги, направленные на охрану и укрепление здоровья детей. - Медицинские услуги - профилактические мероприятия и процедуры - Организационные услуги - улучшение условий пребывания и и питания, специальное оснащение для игр, обучающих занятий, для физического развития детей и их оздоровления, для воспитания в социуме. - Образовательные услуги - физическое развитие, социально-личностное развитие детей, познавательно-речевое, художественно - эстетическое и подготовка к школе.
Средства и условия: * развивающая среда – зона ближайшего развития детей * связи ДОУ с социумом поселка ЗАО «Пригородное» - социальное и коммуникативное развитие детей. * обучающие занятия, интеллектуальное развитие * музыкальное развитие детей * физическое развитие детей * кружки по интересам * медицинский кабинет – центр заботы о здоровье детей * бытовые помещения: пищеблок, прачечная * участки для прогулок детей с игровым и физкультурным оборудованием, зеленый массив.
Цели и задачи деятельности ДОУ на текущий учебный год определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2011/2012 учебный год
Отличительной особенность района, в котором расположен детский сад является то, что воспитанники детского сада постоянно соприкасаются с сельскозохяйственным трудом взрослых, с общественной жизнью людей, проживающих в сельской местности. В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми-дошкольниками педагогический коллектив стремиться формировать у них чувство сопричастности ко всему, чем живет родной совхоз, гордость за своих односельчан, за родителей, выполняющих большое, чрезвычайно важное дело по обеспечению региона хлебом, а также чувство любви к родному краю, к своей Родине. В дошкольном учреждении проводится большая работа по ознакомлению детей с трудом рабочих совхоза. Был составлен план мероприятий по ознакомлению с производственной деятельностью взрослых. Одновременно разработали и план педагогического просвещения родителей, в котором был сделан акцент на совместной дружной работе детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников уважения к труженикам совхоза, трудолюбия, желания активно участвовать в совместной деятельности со взрослыми по выращиванию урожаев. В основу построение работы были положены идеи советских педагогов о воспитании и обучении детей. В процессе наблюдения за трудом взрослых педагоги ДОУ стремились развивать мыслительную деятельность детей, воспитывать правильное адекватное положительное отношение к окружающему. В основу работы МБДОУ д/с № 35 «Орленок» был заложен принцип организации работы на доступности понимания дошкольниками явлений окружающей жизни, зоны ближайшего развития. Опыт работы показал, что процесс воспитания у детей любви к сельскохозяйственному труду в детском саду, расположенном в сельской местности, имеет ряд преимуществ по сравнению с дошкольными учреждениями городского типа: Во-первых, воспитанники живут рядом с природой, которая их физически и духовно обогащает, дает ценнейший материал для наблюдения и участия в разнообразных видах труда; Во-вторых, дети живут в окружении людей, занимающихся доступным их пониманию трудом, который отличается наглядностью, цикличностью, результативностью. Однако, при анализе системы организации воспитательно-образовательного процесса, при реализации задач социального развития воспитанников, были отмечены некоторые недочеты в планирование по ознакомлению детей с окружающем миром и историей русского народа. Так недостаточно внимания было уделено ознакомлению дошкольников с историей русского народа, его традициями и обычаями, а историческое развитие общества на Руси связанно именно с развитием сельского хозяйства, орудиями труда и быта. Немаловажное значение для развития интереса дошкольников к историческим традициям имеют народные праздники, связанные со встречей весны, началом сева, сбором урожая и тд. То есть при планировании этапов социального и познавательного развития детей дошкольного возраста были допущены некоторые пробелы, и итоги проведенного анализа помогли определить основные направления развития ДОУ в условиях социума с учетом требований реализации базовой программы и современных тенденций развития образования по реализации личностно-ориентированного подхода. По результатам анализа деятельности МБДОУ д/с № 35 за 2011-2012г. Творческой группой были разработаны следующие задачи в данном направлении на 2012-2013 учебный год: 1. формирование интереса к познанию истории и культуры своего народа, родного края, 2. формировать представления об окружающем мире, 3. развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей. Личность формируется при жизни ребенка как система отношений, общественных по своей природе и обращенных к предметному миру, к другим людям и к себе. Основная задача перспективного развития ДОУ заключается не только в максимальном развитии личности каждого воспитанника в условиях дошкольного образовательного учреждения, но и формировании ее готовности к дальнейшему развитию. На данном этапе педагогический коллектив стремится максимально адаптироваться к воспитанникам с учетом их индивидуальных особенностей и по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения общества, с учетом социокультурной ситуации района и педагогической ситуации в ДОУ.Анализ выполнения Программы воспитания и обучения в детском саду 1.Развитие игровой деятельности. 89,5 % - виды игр 75% - содержание игр 90% - умение играть 82 % - руководство и совместная игровая деятельность 90 % - организация двигательной активности в игре 90 %2.Физическое развитие и здоровье. 94% - наличие зоны движения 95% - содержание соответственно возрасту 98% - профилактика здоровья 93% - выполнение нормативов 92% - заболеваемость 72 % - организация двигательной активности 88% 3.Речевое развитие 85% - активный словарь 89% - звуковая культура речи 86 % - диалогическая, монологическая речь 78% - художественная литература 91% - обучение грамоте 90% 4.Изобразительное развитие ребенка 85% - наличие материалов по изодеятельности 95% - знания, умения, навыки по изодеятельности 88% - совместная продуктивная деятельность по рисованию 89% - выполнение программы 90% 5.Музыкальное развитие ребенка 85% - создание условий для музыкального развития 70% - технические средства 80% - знания, умения, навыки 87% - достижения детей в музыкальном развитии 89% 6.Театрализованное развитие ребенка 79% - создание условий для театрализованной деятельности 80% - виды 80% - организация театральной деятельности 88% - знания, умения, навыки детей 88% 7.Конструктивное развитие 80% - создание условий 80% - знания, умения, навыки 81% 8.Развитие элементарных математических представлений 85% - условия развития элементарных математических представлений 80% - совместная деятельность взрослого и детей по математич. 91% - знания, умения, навыки 94% 9.Развитие элементарных естественно - научных представлений 85% - оснащенность образовательного процесса 80% - совместная исследовательско - познавательная деятельность детей и воспитателя 90% - знания, умения, навыки 89% 10.Развитие экологической культуры детей 90% - создание условий для экологического воспитания 95% - содержание работы 92% - знания, умения, навыки 89% - формы и методы 90% 11.Развитие валеологической культуры детей 87% - формы и содержание работы 88% - знания, умения, навыки 86% 12.Развитие представлений о человеке в истории и культуре 86% эволюционное развитие человека 93% содержание нравственно-патриотического воспитания 98%
Показатели диагностического обследования воспитанников, в целях определения уровня усвоения разделов базовой программы, на протяжении последних пяти лет показывают, что уровень интеллектуального и физического развития дошкольников находится на среднем, выше среднего уровня развития ближе к высокому. Детей, имеющих низкий уровень развития за прошедший год нет, показатели успеваемости выпускников детского сада оцениваются на 4(40%) и 5 (40%), детей получающих удовлетворительные отметки 20%. Сравнительный анализ выполнения временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, используемых в ДОУ в прошедшем году, а также анализ показателей развития воспитанников показывает позитивную динамику. Однако исследования и анализ работы за 2011-2012 учебный год выявили некоторые недостатки и просчеты: - недостаточно используется игровая деятельность в плане развития у детей навыков общения и самостоятельности;- не в полной мере решаются вопросы формирования представления детей об окружающем мире и связи современного общества и историей русского народа. В соответствии с полученными данными, в целях создания условий для своевременного развития детей намечены задачи на 2012-2013 учебный год. 1. сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование привычки к здоровому образу жизни. 2. создание условий для формирования представлений детей о человеке в истории и культуре с учетом регионального компонента. 3. развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей. Коллектив ДОУ организовывает образовательный процесс, следуя нижеизложенным положениям: * Обеспечение Федеральных требований к общеобразовательной программе дошкольного образования, обеспечение условий реализации образовательной программы, как целостной системы работы по содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. * Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития ребенка, творчества, игры, общения и познания мира. * Основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность.
В федеральных государственных требованиях к образовательной программе включены требования к итоговому результату освоения основнойобщеобразовательной программы ДОУ, соблюдение которых направлено на обеспечение единого стратегического направления развития дошкольного образования. Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В основе «Социального портрета» - совокупность интегративных качеств ребенка, как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте. Под интегративными качествами понимаются системные образования, которые: 1. формируются в процессе освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования; 2. являются показателями его развития в личностной (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка и морально-нравственное развитие), интеллектуальной (формирование высших психических функций, накопление социального опыта и др.) и физической (сила, выносливость, гибкость, ловкость, и др.) сферах; 3. способствуют самостоятельному решению ребенка жизненных задач (проблем), адекватных возрасту. Для возникновения каждого интегративного качества требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное). В соответствии с теоретико-методологической основой определения требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования приоритетными являются личностные качества, так как именно в дошкольном детстве закладывается базис личности. В соответствии с федеральными государственными требованиями «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как итоговый результат и целевой ориентир системы выглядит следующим образом. Это ребенок - физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками; - любознательный, активный; - эмоционально отзывчивый; - овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; -способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; - имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; -овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; - овладевший необходимыми умениями и навыками; В ДОУ оцениваются результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в двух категориях: 1. Промежуточная оценка проводится 1 раз в год – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей, т.е результаты мониторинга. 2. Итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ
21 октября 2014 в 15:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.