Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Орлёнок города Новошахтинска

Образовательная программа МБДОУ д/с № 35 2014-2017г.г.

27957d19397ea5007ad19366efa19d84.jpg


 

1 часть.

Обязательная.




















Содержание Образовательной программы.


Обязательная часть программы 1. Пояснительная записка______________________________________________________ 4 - Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МБУ, сведения о квалификации педагогических кадров и о семьях воспитанников.____________________________________________________ 5 - Содержание образовательного процесса.________________________________________ 7 - Приоритетное направление в работе МБУ_______________________________________ 16. - Цели и задачи деятельности МБУ по реализации основной Общеобразовательной программы_____________________________________________ 18 - Особенности образовательного процесса в МБУ_________________________________ 35 - Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы МБУ______ 81
2. Организация режима пребывания детей в МБУ_________________________________ 83 - Гибкий режим всех видов детской деятельности и работы педагогов МБУ__________ 84 - Модель образовательного процесса в МБУ_____________________________________ 104 - Система физкультурных, закаливающих и оздоровительных мероприятий.__________ 128
3. Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей__________________________________________________ 134 - Физическая культура_______________________________________________________ 135 - Здоровье._________________________________________________________________ 145 - Безопасность._____________________________________________________________ 149 - Социализация.____________________________________________________________ 155 - Труд_____________________________________________________________________ 161 - Познание.________________________________________________________________ 167 - Коммуникация.____________________________________________________________ 176 - Чтение художественной литературы.__________________________________________ 187 - Художественное творчество__________________________________________________ 200 - Музыка___________________________________________________________________ 209
4. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы._______ 218 - Промежуточная оценка, итоговая оценка________________________________________ 220
5. Система мониторинга планируемых результатов освоения Программы._____________ 223
Часть, формируемая участниками образовательного процесса._______ 260 Региональный компонент__________________________________________ 261 - Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста ____ 266 - Особенности организации образовательного процесса в дошкольных группах ________ 277 - Работа с одаренными детьми__________________________________________________ 293 - Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного Пребывания________________________________________________________________296
Условия реализации Образовательной программы ДОУ________________302 - Управление реализацией программы.____________________________________________303 - Создание и обновление предметно – развивающей среды.___________________________323 - Инновационная и экспериментальная деятельность.________________________________324 - Формы сотрудничества с семьей.________________________________________________ 348 - Преемственность в работе ДОУ и школы._________________________________________357 Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.___________________________________359














Пояснительная

записка
























Деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35 "Орленок» города Новошахтинска (далее по тексту ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании» направлена на обеспечение права семьи на оказание ей помощи в воспитании детей, разностороннее из развитие в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. (статья 18).

Общеобразовательная программа МБДОУ д/с № 35 разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2004 г. и ФГОС.


Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.


Особенности образовательного процесса

МБДОУ д/с № 35 ориентирован на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.



Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы

Содержание общеобразовательной программы МБДОУ детский сад № 35 соответствует основным положением возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач.

 При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Планируются комплексные и интегрированные занятия.

Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:

«Физическая культура»

«Здоровье»

«Безопасность»

«Социализация»

«Труд»

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Музыка» 






1.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ, сведения о квалификации педагогических кадров и о семьях воспитанников.


Контингент воспитанников ДОУ:  30


Возрастная группа

Количество групп

Количество детей

младше-средняя группа, от 2 до 4 лет

1

15

Старше-подготовительная группа, от 4 до 6,5 лет

1

15


Сведения о квалификации педагогических кадров


Квалификационная категория

Количество педагогов

В процентном отношении

Первая

1

20.%

Вторая

3

60.%

Без категории

1

20.%




Образовательный ценз:


Образование

Количество педагогов

В процентном отношении

Высшее

1

20.%

Среднее специальное, педагогическое

3

60.%

Из них обучаются заочно в ВУЗ

0

0.%





Сведения о семьях воспитанников:


Количество семей – 30 Количество многодетных семей – 0 Количество семей с одним ребенком – 16 Количество неблагополучных семей – 0 Неполные семьи – 2 Количество детей – инвалидов – 0 Количество опекаемых детей – 1 Малообеспеченные семьи – 0 Национальный состав – русские 30 Количество рабочих – 28, служащих – 3, безработных -6. Образовательный уровень: высшее – 9, среднее специальное – 33, среднее – 14.







2.

Содержание образовательного процесса.


Воспитательно – образовательный процесс в ДОУ выстроен в соответствии с комплексной Программой воспитания и обучения в детском саду. Авторы: Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Год издания - 2004.

Парциальные программы :


  1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

    Авторы: Князева О.Л., Маханева М.Д.

  2. «Юный эколог» - программа экологического воспитания дошкольников.

    Автор: Николаева С.Н.

  3. "Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Автор: И.А. Лыкова
  4. «Ладушки. Праздник каждый день-программа музыкального

    воспитания детей в детском саду. Авторы: Каплунова И., Новоскольцева И.

  5. «Родник» - программа ознакомления дошкольников с народной культурой и традициями. Автор: В.Н. Косарева
  6. «Основы безопасности жизни дошкольников» Автор: Белая К.
  7. «Изодеятельность в детском саду» Автор: Швайко Г.С.
  8. Математическое развитие . Образовательная система «Детский сад 2100»

    Автор: О.В. Матросова

  9. «Программа развития речи дошкольников» Автор: Ушакова О.С.
  10. Программа «Техноград» - направлена на развитие самостоятельной творческой деятельности/ авт. Е.М. Кузнецова. Волгоград : Учитель 2009.

Выбор и комплексирование программ воспитания, образования и развития воспитанников ДОУ

Направления развития и цели

Программы

Парциальные программы и технологии

1.Физическое развитие: - Содействовать охране и укреплению здоровья детей, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение; - приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить их с доступными способами его укрепления; - способствовать повышению уровня двигательных действий: освоению техники движений и их координации; направленности на результат при выполнении физических упражнений, выполнении правил подвижных игр. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.-4 изд.,испр. и доп..-М.; Мозаика – Синтез, 2004. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под редакцией В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко «Школа здорового человека» Л.И.Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические рекомендации/ М, Мозаика – Синтез, 2009 Л.И.Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет./ М, Мозаика – Синтез, 2009. Л.И.Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 4-5лет./ М, Мозаика – Синтез, 2009. Л.И.Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 5-6лет./ М, Мозаика – Синтез, 2009. Л.И.Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 6-7 лет./ М, Мозаика – Синтез, 2009. Е. А. Синкевич. Физкультура для малышей. / СПб.: 2001
2. Социально – личностное развитие: - воспитывать у ребенка культуру познания детей и взрослых; - развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений со взрослыми и сверстниками как нравственной основы социального поведения; - развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.-4 изд.,испр. и доп..-М.; Мозаика – Синтез, 2004. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под редакцией В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина «Социальное развитие детей в ДОУ» методические рекомендации. /ТЦ Сфера Мосвка 2008 С.И. Семенака «Уроки добра» . Коррек-развив. программа для детей 5-7 лет/Москва 2005 И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке»» ./творческий центр Москва 2007

В.Н. Косарева Программа «Родник». Народная культура и традиции.

Г.Н. Калантаева, Т.И. Агуреева, О.Ю. Муравьева «Развитие представлений о человеке в истории и культуре»

С.А. Козлова. Я – Человек. Программа социального развития ребенка. / М.: Школьная Пресса, 2003. И.А. Бойчук, Попушина Т. Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»
3. Познавательно – речевое развитие
- Развитие речи и речевого общения: - развивать коммуникативную функцию речи, умение общаться со сверстниками и взрослыми, выражать в речи свои чувства, эмоции, отношение к окружающему миру



- Познавательное развитие: - развивать мышление, память. внимание, воображение, как базисные психические качества, определяющие развитие ребенка; - развивать умение выбирать необходимую информацию; - учить обобщать способы и средства построения собственной деятельности; - развивать способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.-4 изд.,испр. и доп..-М.; Мозаика – Синтез, 2004. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под редакцией В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.















.
О.С.Ушакова. Парциальная программа развития речи дошкольников./ М-2008 О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Развитие речи детей 5-6 лет/ М, Вентана- Граф, 2010 О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Развитие речи детей 3-4 лет/ М, Вентана- Граф, 2010 О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Развитие речи детей 4-5 лет/ М, Вентана- Граф, 2010 О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Развитие речи детей 6-7 лет/ М, Вентана- Граф, 2010 В. Гербова .Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет/ М.: 2006

О.С. Рудик «Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности» методисческие рекомендации.ТЦ Сфера Москва 2009

В. В. Гербова . Приобщение к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. / М-2006 Николаева С.Н«Юный эколог» - программа экологического воспитания дошкольников. / М- 2004. О.В. Матросова . Математическое развитие. Образовательная система «детский сад 2100» Е.В. Колесникова «математические ступеньки» методическое пособиеТЦ Сфера. Москва 2012 О.В. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности на прогулке» методические рекомендации для детей 2-7 лет. / Волгоград изд. «Учитель» 2012. К.Ю.Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников./ М., 2004 Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / М.: АРКТИ, 2004.




5. Художественно – эстетическое развитие: - формировать художественные способности (музыкальные, литературные, изобразительные; - развивать детское творчество; -формировать эстетическое отношение к миру средствами искусства. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.-4 изд.,испр. и доп..-М.; Мозаика – Синтез, 2004. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под редакцией В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. И. Воробьева «Гармония развития» интегрированная программа интеллектуального, худ и творческого развития личности дошкольника. Сан-Петер. «Детство-Пресс» 2006 И.А. Лыкова "Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки. Праздник каждый день»-программа музыкального воспитания детей в детском саду. . / М.: 2005

автор. Е.М. Кузнецова

Программа «Техноград» Волгоград : Учитель 2009.

Швайко Г.С «Изодеятельность в детском саду» ./СПб.: 2001 Т. С. Комарова . Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. / М-2007

Т.С. Комарова М. Б. Зацепина Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет./ Москва 2001

М. Б. Зацепина . Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / М-2007

Сведения о группах по использованию образовательных программ


Все группы детского сада работают по комплексной Программе воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.-4 изд., испр. и доп..-М.; Мозаика – Синтез, 2006. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под редакцией В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

Группа

Парциальные программы и технологии

Группа младше-средняя











Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки. Праздник каждый день»-программа музыкального воспитания детей в детском саду. . / М.: 2005 И.А. Лыкова "Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Т. С. Комарова . Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. / М-2007 В. Гербова .Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет/ М.: 2006 В. В. Гербова . Приобщение к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. / М-2006 Е. А. Синкевич. Физкультура для малышей. / СПб.: 2001 Л.И.Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические рекомендации/ М, Мозаика – Синтез, 2009

Е.В. Колесникова Математические ступеньки. Математика для детей 3-4 лет.

Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко «Школа здорового человека» программа для ДОУ /М.:2006

И.А. Бойчук, Попушина Т. Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»

В.Н. Косарева Программа «Родник». Народная культура и традиции.

Г.Н. Калантаева, Т.И. Агуреева, О.Ю. Муравьева «Развитие представлений о человеке в истории и культуре»

Старше-подготовительная группа 4,5-6,5 лет

И. Воробьева «Гармония развития» интегрированная программа интеллектуального, худ и творческого развития личности дошкольника. Сан-Петер. «Детство-Пресс» 2006 И.А. Лыкова "Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки. Праздник каждый день»-программа музыкального воспитания детей в детском саду. . / М.: 2005 Т. С. Комарова . Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. / М-2007 Т.С. Комарова М. Б. Зацепина Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет./ Москва 2001Т. С. Комарова . Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. / М-2007 В. В. Гербова . Приобщение к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. / М-2006 Николаева С.Н«Юный эколог» - программа экологического воспитания дошкольников. / М- 2004. О.В. Матросова . Математическое развитие. Образовательная система «детский сад 2100» Е.В. Колесникова «математические ступеньки» методическое пособиеТЦ Сфера. Москва 2012 О.В. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности на прогулке» методические рекомендации для детей старшей и подготовительной группы. / Волгоград изд. «Учитель» 2012.

автор. Е.М. Кузнецова Программа «Техноград» Волгоград : Учитель 2009.

К.Ю.Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников./ М., 2004 Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / М.: АРКТИ, 2004. Фролова. Физкультурные занятия с детьми на воздухе. методические рекомендации/ М, Мозаика – Синтез, 2009 Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ./СПб:Детство-Пресс,2005 О.С.Ушакова. Парциальная программа развития речи дошкольников./ М-2008 Николаева С.Н «Юный эколог» - программа экологического воспитания дошкольников. / М- 2004. Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / М.: АРКТИ, 2004. К.Ю.Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников./ М., 2004

Содержание педагогической работы по физическому развитию

(«Физическая культура», «Здоровье»)

«Физическая культура»

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

«Здоровье»

Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 Содержание педагогической работы по направлению социально-личностного развития («Социализация», «Труд», «Безопасность»)

 «Безопасность»

Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

– формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

– передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

«Социализация»

Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

– развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

«Труд»

Цели: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

– развитие трудовой деятельности;

– воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

– формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Содержание педагогической работы по направлению познавательно – речевого развития («Познание», «Коммуникация», Чтение художественной литературы»)

 «Познание»

Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

сенсорное развитие;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Коммуникация»

Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение художественной литературы»

Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

 

Содержание педагогической работы по направлению художественно – эстетического развития («Художественное творчество», «Музыка»)

 «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

Задачи:

– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественные конструирование и труд);

– развитие детского творчества;

– приобщение к изобразительному искусству.

 

«Музыка»

Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

– развитие музыкально-художественной деятельности;

– приобщение к музыкальному искусству.

- развитие музыкальности детей;

- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

3.

Цели и задачи деятельности ДОУ

по реализации основной общеобразовательной программы.


В основу работы учреждения заложены задачи, определенные действующим Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей: психического и психологического. В детском саду при участии педагогов, родителей, логопеда обеспечивается коррекция речевого развития детей с учетом индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника. Основываясь на принципах гуманистической педагоги и руководствуясь положениями Программы воспитания и обучения в детском саду (в новой редакции М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), педагоги считают главной целью - всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства.

Стратегическая цель и задачи ДОУ:


Цель: Всестороннее гармоничное развитие ребенка. Создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.


Задачи:
  1. охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

  2. обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

  3. воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  4. осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

  5. взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

  6. оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Социальный заказ, потребность населения микрорайона в образовательных услугах МБДОУ № 35

- Оздоровительные услуги - услуги, направленные на охрану и укрепление здоровья детей. - Медицинские услуги - профилактические мероприятия и процедуры - Организационные услуги - улучшение условий пребывания и и питания, специальное оснащение для игр, обучающих занятий, для физического развития детей и их оздоровления, для воспитания в социуме. - Образовательные услуги - физическое развитие, социально-личностное развитие детей, познавательно-речевое, художественно - эстетическое и подготовка к школе.


Средства и условия:

* развивающая среда – зона ближайшего развития детей * связи ДОУ с социумом поселка ЗАО «Пригородное» - социальное и коммуникативное развитие детей. * обучающие занятия, интеллектуальное развитие * музыкальное развитие детей * физическое развитие детей * кружки по интересам * медицинский кабинет – центр заботы о здоровье детей * бытовые помещения: пищеблок, прачечная * участки для прогулок детей с игровым и физкультурным оборудованием, зеленый массив.


Цели и задачи деятельности ДОУ на текущий учебный год определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.



































Анализ

воспитательно-образовательной работы

за 2011/2012 учебный год



1.Особенности образовательного процесса в ДОУ. В августе 2011 г. в ДОУ закончен капитальный ремонт здания., в результате которого МБДОУ д/с № 35 полностью соответствует эстетическим требованиям организации современного ДОУ. Однако в детском саду отсутствует музыкальный и физкультурный залы, что затрудняет полноценную организацию педагогического процесса по основным направления развития — физическому и творческому, соответствующую современным требованиям. Педагоги при организации педагогического процесса используют различные формы работы и виды детской деятельности в течение недели, используя все режимные моменты, для полного освоения темы детьми: интегрированные, комплексные, тематические занятия по теме недели, включающие в себя сопутствующие формы занятий (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты и исследования, просмотр познавательных фильмов из серии «Хочу все знать», рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные формы и виды деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в непосредственно в образовательной деятельности, в режимных моментах, взаимодействии с родителями и социальными партнерам, и самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы. Основная особенность специфики построения воспитательно-образовательного процесса заключается в том, что воспитанники детского сада после выпуска в школу должны будут посещать школы в других районах города, использую средства общественного транспорта. Поэтому главная задача педагогического коллектива подготовить воспитанников к безболезненной адаптации к новым условиям пребывания в социуме, научить детей выстраивать межличностные отношения в обществе сверстников и взрослых людей, а также сформировать представления о безопасности жизнедеятельности. Для этого в ДОУ созданы необходимые условия:
  1. ведется систематическая работа по пропаганде безопасного образа жизни среди детей и родителей, обучению детей правилам поведения на дороге, в общественном транспорте;

  2. разработаны циклы занятий по социальному развитию дошкольников, направленные на формирование коммуникативных умений дошкольников, представлений о нравственных общечеловеческих ценностях;

  3. разработано тематическое планирование по формированию представлений о профессиональном труде людей как способе обеспечения жизненных потребностей человека.

Отличительной особенность района, в котором расположен детский сад является то, что воспитанники детского сада постоянно соприкасаются с сельскозохяйственным трудом взрослых, с общественной жизнью людей, проживающих в сельской местности.

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми-дошкольниками педагогический коллектив стремиться формировать у них чувство сопричастности ко всему, чем живет родной совхоз, гордость за своих односельчан, за родителей, выполняющих большое, чрезвычайно важное дело по обеспечению региона хлебом, а также чувство любви к родному краю, к своей Родине.

В дошкольном учреждении проводится большая работа по ознакомлению детей с трудом рабочих совхоза. Был составлен план мероприятий по ознакомлению с производственной деятельностью взрослых. Одновременно разработали и план педагогического просвещения родителей, в котором был сделан акцент на совместной дружной работе детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников уважения к труженикам совхоза, трудолюбия, желания активно участвовать в совместной деятельности со взрослыми по выращиванию урожаев.

В основу построение работы были положены идеи советских педагогов о воспитании и обучении детей. В процессе наблюдения за трудом взрослых педагоги ДОУ стремились развивать мыслительную деятельность детей, воспитывать правильное адекватное положительное отношение к окружающему. В основу работы МБДОУ д/с № 35 «Орленок» был заложен принцип организации работы на доступности понимания дошкольниками явлений окружающей жизни, зоны ближайшего развития.

Опыт работы показал, что процесс воспитания у детей любви к сельскохозяйственному труду в детском саду, расположенном в сельской местности, имеет ряд преимуществ по сравнению с дошкольными учреждениями городского типа:

Во-первых, воспитанники живут рядом с природой, которая их физически и духовно обогащает, дает ценнейший материал для наблюдения и участия в разнообразных видах труда;

Во-вторых, дети живут в окружении людей, занимающихся доступным их пониманию трудом, который отличается наглядностью, цикличностью, результативностью.

Однако, при анализе системы организации воспитательно-образовательного процесса, при реализации задач социального развития воспитанников, были отмечены некоторые недочеты в планирование по ознакомлению детей с окружающем миром и историей русского народа. Так недостаточно внимания было уделено ознакомлению дошкольников с историей русского народа, его традициями и обычаями, а историческое развитие общества на Руси связанно именно с развитием сельского хозяйства, орудиями труда и быта. Немаловажное значение для развития интереса дошкольников к историческим традициям имеют народные праздники, связанные со встречей весны, началом сева, сбором урожая и тд. То есть при планировании этапов социального и познавательного развития детей дошкольного возраста были допущены некоторые пробелы, и итоги проведенного анализа помогли определить основные направления развития ДОУ в условиях социума с учетом требований реализации базовой программы и современных тенденций развития образования по реализации личностно-ориентированного подхода. По результатам анализа деятельности МБДОУ д/с № 35 за 2011-2012г. Творческой группой были разработаны следующие задачи в данном направлении на 2012-2013 учебный год: 1. формирование интереса к познанию истории и культуры своего народа, родного края, 2. формировать представления об окружающем мире, 3. развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Личность формируется при жизни ребенка как система отношений, общественных по своей природе и обращенных к предметному миру, к другим людям и к себе. Основная задача перспективного развития ДОУ заключается не только в максимальном развитии личности каждого воспитанника в условиях дошкольного образовательного учреждения, но и формировании ее готовности к дальнейшему развитию. На данном этапе педагогический коллектив стремится максимально адаптироваться к воспитанникам с учетом их индивидуальных особенностей и по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения общества, с учетом социокультурной ситуации района и педагогической ситуации в ДОУ.

Анализ выполнения Программы воспитания и обучения в детском саду

1.Развитие игровой деятельности. 89,5 % - виды игр 75% - содержание игр 90% - умение играть 82 % - руководство и совместная игровая деятельность 90 % - организация двигательной активности в игре 90 %
2.Физическое развитие и здоровье. 94% - наличие зоны движения 95% - содержание соответственно возрасту 98% - профилактика здоровья 93% - выполнение нормативов 92% - заболеваемость 72 % - организация двигательной активности 88%
3.Речевое развитие 85% - активный словарь 89% - звуковая культура речи 86 % - диалогическая, монологическая речь 78% - художественная литература 91% - обучение грамоте 90% 4.Изобразительное развитие ребенка 85% - наличие материалов по изодеятельности 95% - знания, умения, навыки по изодеятельности 88% - совместная продуктивная деятельность по рисованию 89% - выполнение программы 90%
5.Музыкальное развитие ребенка 85% - создание условий для музыкального развития 70% - технические средства 80% - знания, умения, навыки 87% - достижения детей в музыкальном развитии 89%
6.Театрализованное развитие ребенка 79% - создание условий для театрализованной деятельности 80% - виды 80% - организация театральной деятельности 88% - знания, умения, навыки детей 88%
7.Конструктивное развитие 80% - создание условий 80% - знания, умения, навыки 81%
8.Развитие элементарных математических представлений 85% - условия развития элементарных математических представлений 80% - совместная деятельность взрослого и детей по математич. 91% - знания, умения, навыки 94%
9.Развитие элементарных естественно - научных представлений 85% - оснащенность образовательного процесса 80% - совместная исследовательско - познавательная деятельность детей и воспитателя 90% - знания, умения, навыки 89%
10.Развитие экологической культуры детей 90% - создание условий для экологического воспитания 95% - содержание работы 92% - знания, умения, навыки 89% - формы и методы 90%
11.Развитие валеологической культуры детей 87% - формы и содержание работы 88% - знания, умения, навыки 86%
12.Развитие представлений о человеке в истории и культуре 86% эволюционное развитие человека 93% содержание нравственно-патриотического воспитания 98%



Показатели диагностического обследования воспитанников, в целях определения уровня усвоения разделов базовой программы, на протяжении последних пяти лет показывают, что уровень интеллектуального и физического развития дошкольников находится на среднем, выше среднего уровня развития ближе к высокому. Детей, имеющих низкий уровень развития за прошедший год нет, показатели успеваемости выпускников детского сада оцениваются на 4(40%) и 5 (40%), детей получающих удовлетворительные отметки 20%.

Сравнительный анализ выполнения временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, используемых в ДОУ в прошедшем году, а также анализ показателей развития воспитанников показывает позитивную динамику.

Однако исследования и анализ работы за 2011-2012 учебный год выявили некоторые недостатки и просчеты:

- недостаточно используется игровая деятельность в плане развития у детей навыков общения и самостоятельности;

- не в полной мере решаются вопросы формирования представления детей об окружающем мире и связи современного общества и историей русского народа.

В соответствии с полученными данными, в целях создания условий для своевременного развития детей намечены задачи на 2012-2013 учебный год.

1. сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование привычки к здоровому образу жизни.

2. создание условий для формирования представлений детей о человеке в истории и культуре с учетом регионального компонента.

3. развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Коллектив ДОУ организовывает образовательный процесс, следуя нижеизложенным положениям:

* Обеспечение Федеральных требований к общеобразовательной программе дошкольного образования, обеспечение условий реализации образовательной программы, как целостной системы работы по содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. * Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития ребенка, творчества, игры, общения и познания мира. * Основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность.



















Планируемые результаты

освоения детьми

общеобразовательной программы

(промежуточная и итоговая оценки)

























Образовательная деятельность ДОУ - это система действий, направленная на достижение цели, получение результата. Результат образования – это новое состояние, в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования. Понятие качества дошкольного образования сводится к качеству основной общеобразовательной программы, реализуемой ДОУ, и качеству условий дошкольного образования.
В федеральных государственных требованиях к образовательной программе включены требования к итоговому результату освоения основнойобщеобразовательной программы ДОУ, соблюдение которых направлено на обеспечение единого стратегического направления развития дошкольного образования.
Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В основе «Социального портрета» - совокупность интегративных качеств ребенка, как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.

Под интегративными качествами понимаются системные образования, которые: 1. формируются в процессе освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования; 2. являются показателями его развития в личностной (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка и морально-нравственное развитие), интеллектуальной (формирование высших психических функций, накопление социального опыта и др.) и физической (сила, выносливость, гибкость, ловкость, и др.) сферах; 3. способствуют самостоятельному решению ребенка жизненных задач (проблем), адекватных возрасту.
Для возникновения каждого интегративного качества требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное). В соответствии с теоретико-методологической основой определения требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования приоритетными являются личностные качества, так как именно в дошкольном детстве закладывается базис личности.






В соответствии с федеральными государственными требованиями «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как итоговый результат и целевой ориентир системы выглядит следующим образом. Это ребенок - физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками; - любознательный, активный; - эмоционально отзывчивый; - овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; -способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; - имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; -овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; - овладевший необходимыми умениями и навыками;
В ДОУ оцениваются результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в двух категориях:
1. Промежуточная оценка проводится 1 раз в год – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей, т.е результаты мониторинга.
2. Итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ

Параметры планируемых итоговых результатов освоения программы

Интегративные качества ребенка

1

Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2

Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.

21 октября 2014 в 15:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.